Типовая инструкция N 2 по охране труда водителя грузового автомобиля
(утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 11 марта 1993 г.)
Общие требования
1. К управлению и обслуживанию грузового автомобиля допускаются лица не моложе 18 лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, имеющие специальную подготовку и получившие в установленном порядке удостоверение на право управления автомобилем. Водитель должен пройти инструктажи по безопасности труда.
2. При оформлении водителя на работу приказом по предприятию за ним закрепляют автомобиль конкретной марки.
3. После зачисления на работу водитель обязан принять транспортное средство по акту и выполнять только ту работу, которая разрешена администрацией. Без разрешения и инструктажа производить работу, не входящую в обязанности водителя, запрещается.
4. Поступающий на работу водитель должен пройти вводный инструктаж по безопасности труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи, пожарной безопасности, экологическим требованиям, условиям работы, а также первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
5. Водитель должен иметь при себе:
- удостоверение (с талоном) на право управления автомобилем;
- талон технического паспорта и путевой (маршрутный) лист
6. Во время работы необходимо быть внимательным, не заниматься посторонними делами и разговорами и не отвлекать внимание других.
7. На территории стоянки автомобилей водитель должен соблюдать следующие правила:
- быть внимательным к сигналам водителей движущегося транспорта;
- ходить по тротуарам, дорожкам и переходам, специально предназначенным для пешеходов, придерживаясь правой стороны;
- не заходить без разрешения за ограждения.
Запрещается:
- прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электропроводам, арматуре общего освещения и открывать дверки электрошкафов;
- стоять или переходить под поднятым грузом или вблизи него;
- работать при обслуживании и ремонте автомобиля неисправным инструментом или на неисправном оборудовании.
8. Инструмент и приспособления использовать только по назначению.
9. В случае травмирования или недомогания прекратить работу, известив об этом механика и обратиться в медпункт.
10. Водитель автомобиля должен знать, что наиболее опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе работы, являются:
- вывешенная масса, автомобиля или его частей;
- горячая вода и пар;
- легковоспламеняющиеся вещества;
- газы (пропан, бутан, метан, окись углерода и др.);
- этилированный бензин;
- инструмент, приспособления;
- монтаж (демонтаж) и накачка шин.
Требования перед началом и во время работы
11. При подготовке грузового автомобиля к выезду водителю необходимо проверить:
- техническое состояние автомобиля и прицепа, обращая особое внимание на исправность шин, аккумуляторной батареи, стартера, тормозной системы, рулевого управления, запоров бортов, сцепных устройств автопоезда, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также на отсутствие подтекания топлива, масла, воды, а у газобаллонных автомобилей - на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
- давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
- наличие инструментов и инвентаря;
- заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батареи.
Перед выездом из гаража на линию водитель должен получить на контрольно-техническом пункте письменное подтверждение механика о технической неисправности автомобиля. Без этого автомобиль не разрешается выпускать в рейс.
12. Пуск непрогретого двигателя следует производить только с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, запрещается,
13. Водитель обязан подавать звуковой сигнал в следующих случаях:
- при въезде и выезде из ворот цеха, склада;
- при движении с места;
- при движении задним ходом;
- в местах ограниченной видимости;
- во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.
14. Заправку автомобиля топливом производить при неработающем двигателе.
15. При работе автомобиля на этилированном бензине водитель должен соблюдать следующие правила:
- операции по приемке, заправке автомобиля и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автомобиля;
- производить заправку автомобиля из ведер, переносить этилированный бензин в открытой таре, а также засасывать его через шланг ртом запрещается;
- сифонирование и продувку бензосистем производить насосом;
- при попадании этилированного бензина на руки обмыть их керосином, а затем теплой водой с мылом (применение бензина для мытья рук запрещается);
- в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью.
16. Запрещается:
- начинать движение автомобиля-самосвала при не опущенном кузове;
- выпускать газ из баллонов в закрытом помещении;
- осуществлять пуск и заправку газогенераторных автомобилей в закрытых помещениях.
17. Убедиться в, том, что газ не просачивается в кабину и закрытый кузов.
18. Водитель должен проявлять особую осторожность при заливке горячей воды в систему охлаждения. Необходимо применять исправную тару под горячую воду, очищать бампер от грязи, снега, наледи.
19. Пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего. Во время этой работы следует оберегать руки и лицо от ожогов.
20. Соединение автомобиля с прицепом необходимо осуществлять посредством жесткого дышла, закрепленного на раме автомобиля шкворнем с гайкой. Шкворень с дышлом соединять так, чтобы оно могло свободно поворачиваться; ось дышла прицепа при горизонтальном его положении должна быть на одном уровне со шкворнем.
21. Водитель должен следить за тем, чтобы:
- двухосные прицепы имели борта одной конструкции с бортами кузова автомобиля, на прицепе были задние габаритные огни;
- на тягаче был щит, препятствующий перемещению длинномерных грузов (трубы, металл, бревна и т.п.) на кабину;
- прицепы для перевозки длинномерных грузов имели поворотный круг;
- пол кузова одноосного прицепа был на одном уровне с полом кузова автомобиля;
- груз не мог перемещаться по полу кузова во время движения автомобиля.
22. Водитель обязан выполнять требования безопасности движения в соответствии с "Правилами дорожного движения" и указания инспектора дорожного движения.
23. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, водитель должен убедиться в том, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц, подать предупредительный сигнал и лишь после этого трогаться с места.
24. Особую осторожность следует соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости необходимо воспользоваться помощью другого лица.
25. Выбирать скорость движения с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля, перевозимого груза и проезжей части.
26. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
27. При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности:
- съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, выставить знак аварийной остановки, включить первую передачу и аварийное освещение, положить под колеса противооткатные упоры (башмаки);
- при работах на обочине под автомобилем запрещается находиться со стороны проезжей части.
Допускать к ремонту автомобиля лиц, не имеющих на это право (грузчиков, сопровождающих, пассажиров и т.д.), запрещается.
28. Во время погрузочно-разгрузочных работ автомобиль следует поставить на тормоз с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу или заднего хода.
29. При погрузочно-разгрузочных работах водитель должен следить за соблюдением следующих правил:
- погружать грузы навалом не выше бортов кузова (основного или нарощенного);
- штучные грузы, уложенные выше уровня бортов, увязывать прочными веревками или хлопчатобумажными канатами; стальными тросами, проволокой или веревками, имеющими оборванные пряди, увязывать штучные грузы запрещается;
- погрузку грузов производить на высоту не более 4 м от поверхности дороги;
- ящики и бочки укладывать плотно, чтобы при резких торможениях и крутых поворотах они не сдвигались с места;
- при погрузке пылящих грузов в открытые кузова следует покрывать их брезентом или рогожами для предохранения от распыления; пылящие грузы разрешается перевозить только в уплотненных кузовах;
- погрузка, выгрузка и перевозка грузов, превышающих по своим размерам на 2 м длину кузова автомобиля (длинномерные грузы), должны осуществлять с соблюдением следующих правил:
- длинномерные грузы перевозят на автомобилях с прицепами-роспусками и полуприцепами;
- платформы автомобилей, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, не должны иметь бортов, но должны быть со съемными или откидными стойками, предохраняющими груз от падения; стойки должны обеспечить возможность увязки груза;
- при перевозке длинномерных грузов (трубы, балки и т.п.) длиной свыше 6 м, их необходимо надежно крепить к прицепу;
- при одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины, более короткие грузы следует располагать сверху;
- грузить длинномерный груз по диагонали в кузове, оставляя выступающие за боковые габариты автомобиля концы, а также загораживать грузом двери кабины водителя запрещается;
- пиломатериалы и бревна грузить выше стоек запрещается;
- при погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, конструкций, бревен и т.п.) на прицепы-роспуски требуется оставлять зазор между щитом за кабиной автомобиля и грузом, чтобы прицеп мог свободно поворачиваться по отношению к защитному щиту на 90° в каждую сторону. Для того, чтобы во время торможения или движения под уклон груз не надвигался на кабину, его нужно располагать на автомобиле выше, чем на прицепе-роспуске, на величину деформации рессор от груза и надежно закрепить.
30. При погрузке, выгрузке и перевозке грузов, превышающих по своим размерам ширину кузова автомобиля, водитель должен соблюдать следующие правила:
- платформы автомобилей, на которых перевозят такие грузы, не должны иметь бортов, а площадь пола долина быть увеличена в обе стороны в соответствии с размером груза;
- на передних крыльях или бамперах должны быть установлены указатели габаритов; если перевозка осуществляется на специальных прицепных тележках, то на них также устанавливают указатели габаритов.
31. При доставке асфальтобетонных, цементобетонных щебеночных смесей водитель должен соблюдать следующие правила:
- ставить свой автомобиль не ближе 1 м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5 м от стоящего сбоку автомобиля под погрузку и разгрузку. При постановке автомобиля для погрузки и разгрузки водитель должен соблюдать интервал не менее 0,5 м между зданием и автомобилем и не менее 1 м между штабелем груза и автомобилем;
- загрузка полуприцепа должна вестись с его передней части, а разгрузка - с задней;
- следить, чтобы в момент подхода самосвала все рабочие находились на обочине, противоположной той, по которой происходит движение, и не подходили к самосвалу;
- следить, чтобы в момент разгрузки самосвала у бункера укладчика, под поднятым грузом или поднятым кузовом, не находились люди;
- поднятый кузов автомобиля следует очищать от налипших кусков асфальтобетонной, цементобетонной, щебеночной и других смесей совковой лопатой или скребком с длинной рукояткой (2 м); нельзя ударять по днищу кузова снизу.
32. При выгрузке смесей из автомобиля-самосвала в приемный бункер укладчика следует отойти от его боковых стенок на расстояние не менее 1 м.
Для исключения налипания смесей к стенкам кузова автомобиля-самосвала необходимо его внутреннюю поверхность смочить перед загрузкой соляровым маслом.
33. Подъезд автомобилей-самосвалов под разгрузку и отъезд после выгрузки разрешается только по сигналу машиниста укладчика, мастера или специально выделенного сигнальщика с подачей звукового сигнала.
34. Автомобили, предназначенные для перевозки горючих и взрывоопасных грузов должны быть дополнительно оборудованы:
- выпускной трубой глушителя, выведенной под переднюю часть автомобиля, с наклоном выпускного отверстия вниз;
- двумя огнетушителями; лопатой и необходимым запасом песка для тушения пожара;
- кошмой или асбестовым одеялом;
- двумя фонарями оранжевого цвета с независимым от электрооборудования автомобиля источником питания;
- двумя противооткатными упорами под колеса;
- выключателями для отключения аккумуляторных батарей, приводимыми в действие как из кабины водителя, так и снаружи транспортного средства;
- кожухами, защищающими топливные баки от случайного попадания на них перевозимого вещества;
- емкостью с водой не менее 20 л и средствами обезвреживания рук и одежды в случае загрязнения их перевозимым веществами;
- средствами индивидуальной защиты для водителя и сопровождающих лиц;
- специальными приспособлениями (цепочкой), обеспечивающими надежное заземление автомобиля или прицепа (полуприцепа) во время движения от статистического электричества.
35. Кузов бортового автомобиля для перевозки горючих и взрывоопасных грузов должен быть внутри обшит металлом или другим несгораемым материалом, а закрытые типа "фургон" должны быть обеспечены естественной приточно-вытяжной вентиляцией.
36. Запрещается подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочные эстакады, не огражденные колесоотбойным брусом. В случае отсутствия надежно укрепленного отбойного бруса запрещается выгружать груз из автомобилей-самосвалов в котлован, траншеи, обрыв и подъезжать к краю ближе, чем на 1 м от заднего колеса.
37. При работе на газобаллонных автомобилях курение и зажигание огня около автомобиля, в кузове, и особенно при проверке и осмотре газовой аппаратуры запрещается.
38. Водителю запрещается:
- управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
- выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
- при стоянке автомобиля спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе или заводить двигатель для обогрева кабины;
- передавать управление автомобилем посторонний лицам;
- допускать проезд в кузове автомобиля лиц, не имеющих отношения к выполняемой работе, а также проезд в кабине людей свыше установленной нормы для данного типа автомобиля;
- производить техническое обслуживание и ремонт автомобиля во время погрузки и выгрузки;
- перевозить пассажиров на автомобиле, не оборудованном для перевозки людей;
- выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
- подогревать двигатель открытым пламенем или пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;
- протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
39. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
- без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
- поставить в известность ГАИ;
- в случае необходимости вызвать "Скорую помощь", а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном или отвезти на своем транспорте в ближайшее лечебное учреждение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства (с предъявлением водительского удостоверения или другого документа, удостоверяющего личность, и регистрационного документа на транспортное средство), после чего возвратиться к месту происшествия;
- сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников милиции или следственных органов;
- если невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов.
Требования после окончания работы
40. После возвращения с линии водитель совместно с механиком должен проверить автомобиль. В случае необходимости водитель должен оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
41. При безгаражном хранении автомобиля в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.
42. Оставлять автомобиль, поднятый домкратом, запрещается.
43. Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их ветошью, загрязненной опилками и стружками, запрещается.
Согласовано:
Заместитель председателя ЦК
профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства Н.Д.Силкин
13 января 1993 г.
Первый заместитель
генерального директора
Федерального дорожного
департамента Минтранса РФ О.В.Скворцов