Нормативная документация на http://Truddoc.narod.ru

 

 

Типовая инструкция N 4 по охране труда стропальщика

(утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 11 марта 1993 г.)

 

Общие требования

 

1. К выполнению строповки и увязки грузов допускаются лица не моложе 18 лет после медицинского освидетельствования, прошедшие обучение по учебной программе и инструктажи по безопасности труда, получившие производственную стажировку под руководством опытных стропальщиков и имеющие удостоверение на право производства работ, которое он обязан во время работы иметь при себе. Работать без удостоверения запрещается.

2. Вновь поступающий на работу стропальщик допускается к работе только после прохождения им вводного инструктажа по безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, экологическим требованиям, условиям работы, оказанию доврачебной помощи и первичного инструктажа на рабочем месте.

При однообразном характере работы (на том же рабочем месте при выполнении тех же видов работ с использованием того же оборудования, механизмов и т.д.) стропальщик получает повторный инструктаж от руководителя не реже, чем один раз в три месяца.

3. Стропальщик, допущенный к самостоятельной работе, должен:

- знать устройство применяемых грузоподъемных механизмов, их грузоподъемность при различных вылетах стрелы;

- следить за исправным состоянием стропов и крюков и наличием при каждом из них бирки или клейма с указанием инвентарного номера, допускаемой нагрузки и даты испытания; о каждом замеченном повреждении, а также об отсутствии бирки или клейма стропальщик должен немедленно сообщить мастеру или прорабу;

- правильно обвязывать и подвешивать груз на крюк;

- правильно укладывать строительные конструкции, оборудование, материалы и детали;

- знать способы подъема и опускания грузов ручными и механизированными грузоподъемными приспособлениями на месте монтажа;

- знать строповочные узлы и способы крепления стальных канатов болтовыми сжимами;

 

- бережно относиться к перемещаемым грузам, не допускать их повреждений;

- знать требования, предъявляемые к такелажному оборудованию, цепям, канатам, таре, правилам их эксплуатации, периодичность проверки и испытания, правила хранения и браковки;

- знать и уметь пользоваться сигнализацией, применяемой при перемещении грузов кранами (приложение 1);

- знать нормы заполнения тары;

- знать и строго выполнять совмещенный график работы по захваткам и не допускать работы крана в той захватке, где работают люди;

- знать порядок и габариты складирования грузов.

 

Требования перед началом и во время работы

 

4. Перед началом работы стропальщик должен:

- подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза; стропы нужно выбрать с учетом числа ветвей такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90°;

 

- проверить исправность грузозахватных приспособлений, тары и наличие на ней надписи о ее назначении, собственной массе груза, для транспортировки которого она предназначена;

- проверить освещение рабочего места; при недостаточном освещении стропальщик, не приступая к работе, обязан доложить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

5. При обвязке и зацепке груза стропальщик должен руководствоваться следующими указаниями:

- обвязку и зацепку груза производить в соответствии со схемами строповки груза;

- при обвязке груза канаты и цепи должны накладываться на основной массив (раму, каркас, корпус, станину) без узлов, перекруток и петель; под ребра груза следует подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждения;

- обвязывать груз надлежит таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение отдельных его частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении; строповку длинномерных грузов следует производить не менее, чем в двух местах;

- зацепку железобетонных и бетонных изделий, а также других грузов, снабженных петлями, рамами, цапфами, следует производить за все предусмотренные для подъема в соответствующем положении петли, рамы, цапфы;

- при подвешивании груза на двурогие крюки стропы надо распределять таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога равномерно;

- следить за тем, чтобы груз, предназначенный к подъему, не был защемлен, завален или приморожен к земле.

6. При производстве погрузочно-разгрузочных работ стропальщику запрещается:

- во время перемещения груза на ходу поправлять строповку;

- находиться под грузом и при перемещении груза на расстоянии от него менее 3 м;

- находиться в машине при загрузке или разгрузке машины;

- допускать посторонних лиц в зону работы крана;

- подавать команды на подъем и опускание груза, не убедившись в том, что в зоне перемещения не находятся люди;

- направлять груз в места, где имеются посторонние предметы, мешающие укладке груза;

- устанавливать груз без подкладок и прокладок;

- стропить груз не всеми имеющимися крюками;

- применять стропы, не соответствующие весу и характеру груза;

- работать без спецодежды, каски, рукавиц, сигнального жилета и красной нарукавной повязки для старшего стропальщика;

- забивать крюк стропа в монтажные петли железобетонных изделий или других грузов;

- поправлять ветви стропов в зеве крюка ударами молотка или других предметов;

- поправлять ударами молотка, лома стропы на поднимаемом грузе.

7. Стропальщик должен знать правила безопасной работы со стропами:

- стропы должны испытываться на нагрузку в 1,25 раза превышающую их номинальную грузоподъемность после изготовления, ремонта, а также после установки крана, но не реже одного раза в 12 месяцев. Каждое испытание должно фиксироваться в специальном журнале, находящемся у главного механика;

- прораб или мастер каждые 10 дней должен производить осмотр стропов. Результаты внешнего осмотра должны заноситься в журнал осмотра грузозахватных приспособлений и грузозахватного оборудования; выбракованными стропами работать запрещается;

- канаты бракуются по изломам, перегибам и по выступающим за габариты канатов прядям проволоки. При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра, канат должен быть выбракован;

- запрещается сращивать канаты и тросы узлами;

- петли канатов можно соединять при помощи сжимов; число сжимов определяется в зависимости от диаметра каната, но должно быть не менее трех; расстояние между сжимами должно быть не менее шести диаметров каната;

- после установки сжимов проводят пробное натяжение каната, снимают нагрузку и дополнительно подтягивают гайки, после чего проверяют, хорошо ли затянуты сжимы. Во время работы необходимо следить за состоянием сжимов и при необходимости подтягивать гайки;

- принудительное продевание стропов через отверстия или надевание их на крюки, а также применение для этой цели молотков и других инструментов запрещается;

- стропальщик должен следить за тем, чтобы в начале подъема груза его руки не оказались защемленными между грузом и стропом.

 

8. После окончания работы или во время перерыва груз не должен оставаться в подвешенном состоянии.

9. Перед каждой операцией по подъему и перемещению грузов стропальщик, находясь в стороне от груза, должен подать сигнал о перемещении груза крановщику. После подъема груза на 0,5 м стропальщик должен подать сигнал "Стоп" и осматривает при отсутствии стандартных петель для крюков или других инвентарных зацепов увязку груза, проверяет исправность крепления и центровки и, если все в порядке, разрешает крановщику перемещать груз в положенном направлении.

10. При снятии груза с фундаментных блоков стропальщик должен следить, чтобы подъем производился с наименьшей скоростью, без перекосов, заеданий и горизонтального перемещения груза до полного снятия его с болтов.

11. Перед горизонтальным перемещением груза стропальщик должен убедиться, что груз поднят на высоту не менее, чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.

12. Во время подъема и перемещения длинномерных и громоздких грузов стропальщик должен применять специальные оттяжки во избежание их самопроизвольного разворота.

13. Стропальщику запрещается устанавливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели или другие места, не предназначенные для укладки груза.

14. Перед опусканием груза стропальщик обязан:

- предварительно осмотреть и подготовить место, на которое необходимо опустить груз, убедиться в невозможности его падения, сползания или опрокидывания;

- на подготовленное место укладки (установки) груза в случае необходимости предварительно уложить прочные прокладки для удобства извлечения строп из-под груза или зацепки груза при последующем перемещении;

- укладку груза производить равномерно, без нарушения установленных для складирования габаритов, без загромождения проходов, проездов;

- снимать стропы с груза или крюка лишь после того, как груз будет надежно установлен, а при необходимости и закреплен.

15. Расстояние от выступающих элементов поворотной части крана до укладываемых грузов должно быть не менее 1 м. При невозможности соблюдения этого условия стропальщик должен прекратить работу и доложить об этом руководителю работ.

16. Для определения возможности подъема того или иного груза чалочным приспособлением стропальщик должен проверить, не превышает ли нагрузка, приходящаяся на одну ветвь этого приспособления, указанную на бирке.

Выбор чалочного приспособления в зависимости от веса поднимаемого груза приведен в приложении 2.

17. Если во время подъема или перемещения груза стропальщик заметит неисправность крана, ненадежность зацепов, нарушения производства работы, он обязан немедленно подать сигнал о прекращении подъема (перемещения) груза и сообщить об этом машинисту и руководителю работ.

18. Во время работы стропальщик должен быть всегда внимателен, не отвлекаться от своей работы, точно выполнять инструкцию по охране труда и всегда помнить, что от этого зависит безопасность как его самого, так и других работающих.

 

Требования после окончания работ

 

19. По окончании работ стропальщик должен проследить за тем, чтобы перемещаемый груз не остался в подвешенном состоянии, разгруженный груз был надежно уложен.

20. Стропальщик должен внимательно осмотреть оборудование и приспособления, применяемые при погрузочно-разгрузочных работах, проверить их исправность, пригодность и надежность. О всех неисправностях, нарушении прочности канатов, захватов, цепей и т.п. стропальщик должен сообщить руководителю работ и машинисту крана.

21. Убрать ограждения и знаки безопасности, применяемые при производстве погрузочно-разгрузочных работ.

Проверить спецодежду, обувь и каску.

 

Согласовано:

Заместитель председателя ЦК                                                                                          

профсоюза работников                                                                                                       

автомобильного транспорта                                                                                               

и дорожного хозяйства                                                                                      Н.Д.Силкин

 

14 января 1993 г.

 

Первый заместитель                                                                                                           

генерального директора                                                                                                      

Федерального дорожного                                                                                                    

департамента Минтранса РФ                                                                      О.В.Скворцов

 

Приложение 1

 

Знаковая сигнализация, применяемая при работе с кранами

 

Приложение 2

 

Таблица показателей для выбора чалочного приспособления при погрузочно-разгрузочных работах

 

 ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Вес груза, |                                 Угол между ветвями                                  |

| предназна- |—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|

| ченного к  |         0°         |         60°         |         90°         |        120°        |

|подъему, кг |—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|            |                                    Число ветвей                                     |

|            |—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|            |    2     |    4    |    2     |    4     |     2    |    4     |    2    |    4     |

|            |—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|            |            Нагрузка, приходящаяся на одну ветвь чалочного приспособления            |

|————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|     1      |    2     |    3    |    4     |    5     |    6     |    7     |    8    |    9     |

|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|       100        50        25         50         25         75         50        100        50   |

|       200       100        50        125         50        150         75        200       100   |

|       300       150        75        175        100        225        100        300       150   |

|       400       200       100        225        125        300        150        400       200   |

|       500       250       125        300        150        350        175        500       250   |

|       600       300       150        350        175        425        225        600       300   |

|       700       350       175        400        200        500        250        700       350   |

|       800       400       200        450        225        575        300        800       400   |

|       900       450       225        525        250        650        325        900       450   |

|      1000       500       250        575        300        700        350       1000       500   |

|      1250       625       325        725        350        900        450       1250       625   |

|      1500       750       350        875        450       1050        550       1500       750   |

|      1750       875       450       1000        500       1250        625       1750       875   |

|      2000      1000       500       1150        575       1425        700       2000      1000   |

|      2500      1250       625       1450        725       1775        900       2500      1250   |

|      3000      1500       750       1725        875       2125       1075       3000      1500   |

|      3500      1750       875       2025       1000       2500       1250       3500      1750   |

|      4000      2000      1000       2300       1150       2850       1425       4000      2000   |

|      4500      2250      1125       2600       1300       3200       1600       4500      2250   |

|      5000      2500      1250       2875       1450       3550       1775       5000      2500   |

|      6000      3000      1500       3450       1725       4250       2125       6000      3000   |

|      7000      3500      1750       4025       2000       4975       2500       7500      3750   |

|      8000      4000      2000       4600       2300       5675       2850       8000      4000   |

|      9000      4500      2250       5175       2600       6400       3200       9000      4500   |

|     10000      5000      2500       5750       2875       7100       3550      10000      5000   |

|     15000      7500      3750       8625       4325      10650       5325      15000      7500   |

|     20000     10000      5000      11500       5750      14200       7100      20000     10000   |

|     25000     12500      6250      14400       7200      17750       8875      25000     12500   |

 ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————





Hosted by uCoz
Обращение к пользователям