Постановление коллегии Минсельхозпрода РФ от 12 апреля 1999 г. N 2-1
"О состоянии охраны труда в агропромышленном комплексе и мерах по предупреждению несчастных случаев, аварий и пожаров"
Отметить, что, несмотря на принимаемые меры, в 1998 году не удалось добиться существенного улучшения охраны труда в агропромышленном комплексе России.
В целях исправления создавшегося положения, усиления работ по предупреждению травматизма, аварий и пожаров в системе АПК России коллегия постановляет:
1. Структурным подразделениям Министерства, имеющим в непосредственном подчинении предприятия и организации, совместно с органами государственного управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации:
организовать с участием органов государственного надзора и контроля массовые проверки соблюдения требований законодательства по охране труда, выполнения ранее выданных предписаний. По результатам проверок наметить конкретные меры по предупреждению несчастных случаев, аварий и пожаров;
обеспечить контроль за выполнением мероприятий по охране труда отраслевого (тарифного) соглашения на 1999-2000 гг., обратив особое внимание на своевременное заключение и выполнение коллективных договоров;
обратить особое внимание на соблюдение законодательства по охране труда женщин и подростков, организовать эффективное их обучение по профессиям и безопасным приемам труда, ужесточить контроль за выполнением работ при безусловном соблюдении дисциплины, рациональной организации труда и отдыха;
определить на каждом предприятии и в хозяйстве рабочие места и участки для применения труда женщин с режимом неполного рабочего времени, а также специализированные цеха и участки для рационального трудоустройства беременных женщин;
довести до всех предприятий и организаций информацию об утверждении новых типовых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты. Улучшить обеспечение работников АПК этими средствами в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51;
активизировать деятельность по аттестации рабочих мест на предприятиях и в организациях, разработке и осуществлению на этой основе конкретных мер по улучшению условий труда и предупреждению производственного травматизма;
обеспечить до 1 июня 1999 г. реформирование органов гостехнадзора в соответствии с приказом Минсельхозпрода России от 9 апреля 1998 г. N 188 "О реформировании и организации деятельности органов Гостехнадзора";
принять меры по выполнению требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
усилить контроль за безопасным применением средств химизации на предприятиях и в организациях;
определить комплекс мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов агропромышленного комплекса, предусматривающих создание и содержание пожарной техники, усиление контроля за проведением работ, обеспечение пожарных депо телефонной или радиосвязью. Совместно с муниципальными органами решить вопросы формирования добровольных пожарных дружин в сельских населенных пунктах;
проводить своевременное обучение и проверку знаний по охране труда руководителей предприятий и организаций, крестьянских и фермерских хозяйств;
обеспечить исполнение Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", обратив особое внимание на обучение по охране труда с отрывом от производства заместителей руководителей организации по охране труда, заместителей главного инженера по охране труда, работников служб по охране труда либо (при отсутствии указанных должностных лиц) других застрахованных, на которых страхователем возложены обязанности по охране труда, членов совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и трудовых коллективов;
обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации результатов проводимой работы по предупреждению несчастных случаев аварий и пожаров.
2. Структурным подразделениям Министерства при подготовке материалов по улучшению деятельности агропромышленного комплекса, проведению совещаний и семинаров, разработке соглашений о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации предусматривать вопросы, связанные с созданием здоровых и безопасных условий труда.
3. Министерствам, управлениям (департаментам) сельского хозяйства и продовольствия субъектов Российской Федерации:
в соответствии с действующим законодательством укрепить службу охраны труда в структуре сельскохозяйственных органов субъекта, а также в объединениях, на предприятиях и в организациях;
рассмотреть на заседании коллегий положение дел с состоянием охраны труда и мерах по предупреждению несчастных случаев, аварий и пожаров.
4. Отметить положительную работу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ставропольского края, Главного Управления сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области, Комитета по сельскому хозяйству Курской области по созданию здоровых и безопасных условий труда работников предприятий и организаций.
5. Депстройсоцразвитию, Депнауке, Депфинансам обеспечить:
изучение и распространение опыта работы в области улучшения условий и охраны труда в подведомственных организациях, не имеющих случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
совместно с отраслевыми подразделениями Министерства ежегодное проведение семинаров по охране труда по всем отраслям, входящим в систему Минсельхозпрода России;
проведение в декабре 1999 года семинара-совещания по охране труда, взрывопожаробезопасности на предприятиях хлебопродуктов;
доведение до подведомственных предприятий и организаций отраслевых правил, инструкций по охране труда.
6. Главгостехнадзору России внедрить в практику своей работы организацию ежегодных проверок за соответствием поднадзорных машин и оборудования условиям обязательной сертификации и наличием соответствующего сертификата в период ответственности изготовителя или поставщика.
7. Депмехэлектро, используя сеть машиноиспытательных станций, ужесточить контроль за поставкой на предприятия и в организации системы Минсельхозпрода России машин и оборудования полностью соответствующих требованиям безопасности.
8. Просить Россельхозакадемию:
восстановить в подведомственных научно-исследовательских учреждениях лаборатории, отделы, группы, занимающиеся разработкой нормативных документов по охране труда и обеспечить их финансирование;
при объявлении конкурсов по замещению вакансий членов-корреспондентов и академиков на отделении по механизации, электрификации и автоматизации предусмотреть избрание новых членов по специальности охрана труда.
9. В соответствии с соглашением между Минсельхозпродом России и корпорацией "Росхлебопродукт" "О продолжении выполнения ОАО Федеральная контрактная корпорация "Росхлебопродукт" некоторых осуществляемых ранее функций" Открытому акционерному обществу Федеральной контрактной корпорации "Росхлебопродукт" обеспечить финансирование разработок нормативных документов по вопросам охраны труда, взрывопожарной безопасности и технических средств повышения взрывопожаробезопасности на объектах хлебопродуктов.
10. Депэкономике, Депфинансам, Депобразованию предусмотреть выделение 1,5 млн.рублей Санкт-Петербургскому аграрному университету для приобретения оборудования по оснащению лабораторий по охране труда в счет выделяемого на 1999 год лимита затрат капитального характера.
11. Создать в Минсельхозпроде России при заместителе Министра, курирующем вопросы охраны труда, постоянно действующую комиссию по охране труда, с участием заинтересованных министерств и ведомств. Депстройсоцразвитию в месячный срок подготовить приказ и разработать Положение об указанной комиссии и представить на утверждение.
12. Обратить внимание Департамента по АПК и продовольствию Тульской области, Управления сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, Комитета сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, Департамента сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Нижегородской области, Департамента АПК, природопользования, потребительского рынка Ярославской области на неудовлетворительную работу по предупреждению несчастных случаев, аварий и пожаров.
13. Депстройсоцразвитию:
до 1 декабря 1999 г. обеспечить разработку отраслевой системы управления охраной труда;
до 1 января 2000 г. подготовить рекомендации по разработке программ по улучшению условий и охраны труда на предприятиях и в организациях.
14. Довести справку "О состоянии охраны труда в агропромышленном комплексе и мерах по предупреждению несчастных случаев, аварий и пожаров" до сведения всех органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации.
15. Структурным подразделениям Минсельхозпрода России, министерствам, управлениям (департаментам) сельского хозяйства и продовольствия субъектов Российской Федерации информацию о проделанной работе по выполнению настоящего постановления направить в Депстройсоцразвитие к 15 августа 1999 года.
16. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Министра А.В.Колганова.
Министр В.А.Семенов
К заседанию коллегии
Минсельхозпрода РФ
30 марта 1999 г.
Справка
О состоянии охраны труда в агропромышленном комплексе и мерах
по предупреждению несчастных случаев, аварий и пожаров
На протяжении последних лет на предприятиях и в организациях АПК России усугубляется неблагополучная ситуация с охраной труда.
По уровню травматизма сельское хозяйство находится на третьем месте после угольной и лесной промышленности и более чем в два раза превышает этот показатель по народному хозяйству страны. В 1998 году по оперативным данным в агропромышленном комплексе на производстве погибли 1199 человек, или на 162 человека меньше, чем в 1997 году.
Однако уровень травматизма со смертельным исходом Ксм (количество погибших на 10000 работающих в 1998 году увеличился на 5,5 процента.
Анализ материалов расследований показывает, что наиболее характерными причинами несчастных случаев со смертельным исходом в системе АПК являлись:
нарушения правил дорожного движения - 20%;
неудовлетворительная организация проводимой работы - 17%;
допуск к работе без инструктажа и обучения - 14%;
эксплуатация неисправных машин и оборудования - 13%;
алкогольное опьянение - 7,5%;
нарушение технологии производства работ - 5,6%;
нарушение правил пожарной безопасности - 4,5%;
убийства - 3,7%;
прочие - 17,5%.
Рост несчастных случаев с летальным исходом допущен в 22 регионах. Особенно большой рост погибших на производстве допущен в Нижегородской 21, Псковской - 9, Красноярском крае - 8, Усть-Ордынском Бурятском А.О. 7, Владимирской, Тульской областях, Республике Башкортостан по 6, Кировской области, Краснодарском крае по 5, Смоленской, Ярославской, Ульяновской, Вологодской, Читинской областях по 3.
Следует отметить, что и в сложившихся экономических условиях комплексное решение вопросов охраны труда позволяет в Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Астраханской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Омской, Томской, Амурской областях, Ставропольском крае, Республике Адыгея иметь уровень травматизма со смертельным исходом в 1,5 раза меньше, чем по системе агропромышленного комплекса в целом.
Несчастные случаи по отраслям производства распределились следующим образом:
растениеводство - 258 чел. - 22%;
животноводство - 234 чел. - 20%;
транспортные работы - 220 чел. - 18%;
ремонт и техобслуживание - 192 чел. - 16%;
строительство - 80 чел. - 6%;
лесозаготовки - 42 чел. - 4%;
пищевая промышленность - 35 чел. - 3%;
жилищно-коммунальное хозяйство - 24 чел. - 2%;
мясная и молочная промышленность - 11 чел. - 1%;
снабжение - 10 чел. - 0,7%;
мелиорация - 9 чел. - 0,6%;
рыболовство - 8 чел. - 0,5%;
химизация - 5 чел. - 0,4%;
крестьянские и фермерские хозяйства - 4 чел. - 0,2%;
прочие - 67 чел. - 5,6%.
Не снижается количество групповых несчастных случаев на производстве. За 1998 год в 48 групповых несчастных случаях погибло 82 человека. За прошедший год такие случаи произошли в Кировской, Саратовской, Пензенской, Воронежской, Волгоградской областях, Республике Башкортостан, Краснодарском крае и ряде других.
Последствия таких случаев отличаются особой тяжестью.
Так, в АООТ "Мирное" Пролетарского района Ростовской области тракторист в алкогольном опьянении, находясь за рулем самовольно взятого трактора К-701 с тремя пассажирами в кабине, не справился с управлением и совершил опрокидывание трактора в кювет. В результате 4 человека погибли.
Особую тревогу вызывает гибель на производстве женщин и подростков. За 1998 год погибли 65 женщин, что соответствует 20% от общего числа женщин, погибших на производстве в результате несчастных случаев в целом по России. (Владимирская, Иркутская, Нижегородская, Псковская, Московская области, Республика Башкортостан, Краснодарский край и другие).
Более половины травм со смертельным исходом (58%) получены женщинами из-за неудовлетворительной организации работ, каждый четвертый несчастный случай произошел по вине самой пострадавшей, каждый шестой случай произошел в результате эксплуатации неисправных машин и оборудования.
В 1998 году на производстве погибли 14 подростков, что составляет более 60% от общего числа подростков, погибших на производстве в целом по России. Допустили гибель подростков Рязанская, Пензенская, Липецкая, Кировская, Курганская области, Республики Башкортостан, Татарстан, Коми, Мордовия, Краснодарский край.
12 погибших подростков были заняты в отрасли растениеводство, где травматизм носит ярко выраженный сезонный характер, в связи с привлечением подростков к выполнению временных работ в летне-осенний период.
В СПК "Рассвет" Куменского района Кировской области пятнадцатилетний подросток без необходимого обучения и соответственно без допуска к работе был оформлен помощником комбайнера. Во время уборки зерновых упал на работающий механизм жатки комбайна и получил смертельную травму.
Анализ причин летального травматизма среди подростков показал, что почти все они происходят в связи с нарушениями в организации трудового процесса, без обучения по привлекаемым профессиям и безопасным приемам труда, отсутствием контроля за выполнением работ, соблюдением дисциплины, рациональной организации труда и отдыха.
На предприятиях мясной, молочной, пищевой и плодоовощной, отраслей АПК в 1998 году погибло 46 человек, в том числе 4 женщины. Несчастные случаи произошли в 23 регионах. В том числе в Республике Татарстан погибло 6 человек, Воронежской области - 5 чел. Ставропольском крае - 4 человека.
Основными причинами как и в предыдущие годы явились:
организационные - допуск к работе работников не обученных безопасному ведению работ, отсутствие обеспечения СИЗ и вспомогательным инструментом, отсутствие технологических карт на проведение работ - 21%, как следствие этого - нарушение безопасной технологии ведения работ. Из-за низкой трудовой дисциплины в состоянии алкогольного опьянения погибли 12 человек (15%), в дорожно-транспортных происшествиях - 11 человек (14,2%).
На предприятиях хлебопродуктов в 1998 году произошло 32 несчастных случая (1997 - 34) со смертельным исходом.
Мобильная техника является основным источником травмирования. Это прежде всего колесные и гусеничные тракторы, грузовые и легковые автомобили, самоходные комбайны.
К числу наиболее часто повторяющихся причин гибели механизаторов относятся опрокидывание тракторов, заводка двигателя при включенной коробке перемены передач, отсутствие ограждений карданных передач. Однако заводы изготовители по-прежнему поставляют тракторы с кабинами, не обеспечивающими зону безопасности трактористов при опрокидывании тракторов (т-150 К, К-700, МТЗ и другие.)
Отсутствие надежных ограждений карданных валов привело к гибели свыше 50 человек.
Устранение вышеуказанных конструкторских недостатков в поставляемой селу технике позволило бы ежегодно сохранить жизнь более 200 человек.
Значительную работу по контролю за техническим состоянием самоходных машин и оборудования и их правильной эксплуатацией должны проводить органы Гостехнадзора.
Однако невыполнение на местах постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 141 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники В Российской Федерации" и приказа Минсельхозпрода России от 9 апреля 1998 г. N 188 "О реформировании и организации деятельности органов гостенадзора" в части придания указанным органам государственного статуса, а также возложение на них несвойственных функций не позволяет органам Гостехнадзора в полной мере применять действенные меры по запрещению использования машин и оборудования с нарушениями их технического состояния, которые представляют собой опасность для жизни и здоровья людей.
Содействию улучшения качества поставляемой в АПК техники будет способствовать начатая в текущем году, в соответствии с постановлением Правительства, работа по надзору в период ответственности изготовителя или поставщика за соответствием поднадзорных машин и оборудования условиям обязательной сертификации и наличием соответствующего сертификата.
Существенное влияние на состояние охраны труда оказывает и аварийность на транспорте. Около половины несчастных случаев со смертельным исходом в АПК происходит в результате дорожно-транспортных происшествий.
В результате непрофессиональных действий водителя автомобиля "Волга" (АОЗТ "Орошаемый" Саратовская область) было совершено столкновение с автомобилем "Урал" и погибли 5 человек.
В связи с сезонным характером сельскохозяйственных работ наибольшее количество ДТП происходит с мая по октябрь.
При этом вследствие низкой трудовой дисциплины более половины дорожных аварий совершаются трактористами и водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются отсутствие контроля за соблюдением водителями трудовой и транспортной дисциплины, их работой на линии, отсутствием специально отведенных площадок для хранения транспортных средств, предрейсовых и послерейсовых медосмотров, допуск к управлению тракторами и автомобилями лиц, не имеющих соответствующих удостоверений и не прошедших инструктаж по технике безопасности. Зачастую, в период выполнения сельскохозяйственных работ, на полях не отводятся участки, оборудованные для безопасного отдыха и приема пищи. Почти не разрабатываются маршруты безопасного движения техники по внутрихозяйственным дорогам.
Значительное количество несчастных случаев происходит в результате пожаров. В 1998 году на пожарах погибло 68 человек. Общий анализ причин возгорания объектов показал, что более половины пожаров произошло в результате неосторожного обращения с огнем, использования самодельных и неисправных нагревательных устройств, неисправности электроустановок, машин и оборудования, поджогов, отсутствия первичных средств пожаротушения.
Анализ возникновения крупных пожаров показывает, что, как правило, противопожарное состояние на этих объектах было неудовлетворительным. Допускались нарушения правил пожарной безопасности, отсутствовали первичные средства пожаротушения, нормативные запасы воды для тушения пожара, охрана. При этом отсутствие или плохая организация работы добровольных пожарных формирований, значительное удаление подразделений ГПС, плохие дороги, отсутствие телефонной и диспетчерской связи в пожарных депо сделали невозможным организацию тушения и своевременный вызов подразделений.
18 сентября в Красноярском крае при уборке яровой пшеницы в АО "Андроновское" произошел пожар. Огнем уничтожено 90 га пшеницы на корню. Ущерб составил около 200 тыс.рублей. Причиной пожара явилась неисправность используемой техники.
По данным ВНИИ охраны труда, в растениеводстве на 1 млрд. рублей товарной продукции погибает работников больше, чем в угольной отрасли. Обследование рабочих мест по условиям труда выявило их несоответствие санитарно-гигиеническим нормам в 40%, а на производствах частной и кооперативной собственности 80% работающих заняты в неблагоприятных условиях. Практически не снижается численность работников, занятых ручным трудом.
В связи с неудовлетворительными условиями труда отмечается рост профессиональной заболеваемости и инвалидности, увеличение затрат на выплату пособий.
Основными причинами высокого уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости продолжает оставаться неудовлетворительное техническое состояние технологического,подъемно-транспортного и других видов оборудования (во многих случаях отработавшего свой ресурс), несвоевременный его ремонт.
Из сферы агропромышленного производства в связи со стойкой утратой трудоспособности и выходом на инвалидность ежегодно выбывает более 60 тысяч работников трудоспособного возраста.
Особую тревогу вызывает положение с соблюдением требований безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, аварии на которых бывают с наиболее тяжелыми последствиями.
На этих объектах выросло количество случаев эксплуатации оборудования, отработавшего расчетный срок службы, при этом техническое диагностирование своевременно не проводится.
Имеют место многочисленные факты эксплуатации оборудования, поднадзорного органам Госгортехнадзора России, с истекшими сроками проведения технического освидетельствования.
Водно-химический режим во многих котельных не отвечает требованиям действующих правил безопасности. Не выполняются графики проведения планово-предупредительных ремонтов котельного оборудования. Наблюдается большая текучесть кадров, из предприятий и организаций увольняются квалифицированные специалисты. Сокращается численность обслуживающего персонала. Подготовка новых кадров на предприятиях АПК почти не проводится. (Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская, Воронежская, Тамбовская, Самарская, Московская области, Чувашская Республика и др.).
Для предприятий, имеющих постоянный состав руководителей и специалистов, эксплуатация объектов котлонадзора осуществляется без нарушений требований Правил безопасности (птицефабрика "Ермаково", колхоз "Родина", ОАО "Сухонский молкомбинат" (Вологодская область), государственное унитарное предприятие "Якутптицепром" (Республика Саха).
Не полностью выполняются мероприятия ранее выданных предписаний, к работе допускается необученный персонал, нарушаются правила эксплуатации, многие объекты имеют неудовлетворительное техническое состояние оборудования.
Отдельные руководители предприятий не уделяют должного внимания вопросам технической безопасности, не выполняют требования Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части получения лицензий на эксплуатацию объектов котлонадзора, чем потенциально увеличивают вероятность аварийности и травматизма.
Следует отметить, что за последние годы в связи со значительным недоиспользованием производственных мощностей предприятий зернообрабатывающей и мукомольной промышленности в отрасли хлебопродуктов прекратились взрывы, приводившие к большим экономическим потерям.
Однако в условиях восстановления прежнего уровня производства на предприятиях по хранению и переработке зерна проблемы взрывоопасности в отрасли могут возникнуть в более обостренной форме. Это связано в первую очередь с изменениями, происшедшими в состоянии оборудования и сооружений, в профессиональной квалификации обслуживающего персонала. Переходные режимы (после длительных остановок производства) всегда являлись для предприятий наиболее опасными периодами в части возможности возникновения аварийных ситуаций.
Задачи, стоящие перед предприятиями по хранению и переработке зерна, являются актуальными и для других отраслей перерабатывающей промышленности (масложировой, льноперерабатывающей, сахарной, мясо-молочной и др.)
Большое значение в защите работающих от вредных и опасных факторов на производстве предназначены оказывать средства индивидуальной защиты. Достаточно сказать, что более половины пострадавших со смертельным исходом при проведении работ на объектах водоснабжения и канализации не имели средств защиты органов дыхания и страховочных поясов.
Исследованиями ВНИИ охраны труда установлено, что около 40% несчастных случаев на производстве с временной утратой трудоспособности прямо или косвенно связано с нарушениями требований по применению СИЗ.
С 1990 по 1998 год, по данным ВНИИ охраны труда, приобретение костюмов от общих производственных загрязнений снизилось в 50 - 60 раз. Многие предприятия не приобретают никаких СИЗ в течение последних пяти лет. Некоторые виды СИЗ, например костюмы от агрессивных веществ и пестицидов, практически не выпускаются и не поставляются.
Смещение акцентов в изготовлении СИЗ на малые предприятия вызывает ряд негативных моментов. При якобы улучшенном дизайне изделий, они не обеспечивают своих основных функций - защиты работающих от вредных и опасных факторов.
Значительное место в сохранении работоспособности персонала принадлежит санитарно-бытовому обеспечению на производстве. Однако за последнее время в целом по сельскому хозяйству обеспеченность этими помещениями резко сократилась.
Такая ситуация обусловлена тем, что в сложившихся экономических условиях предприятия решают вопросы укрепления финансового положения за счет потери здоровья работающих.
Много несчастных случаев связано с недостатками в обучении и пропаганде безопасных методов труда (10-15%), к сожалению, местные органы недооценивают этот важный вопрос, не обеспечивают предприятия и организации необходимой литературой. Нередко под предлогом отсутствия средств работники служб охраны труда не направляются на повышение квалификации в учебные центры, имеющие соответствующую базу, квалифицированных преподавателей.
Единственный в отрасли Санкт-Петербургский аграрный университет, в котором ведется подготовка инженеров по охране труда, из-за отсутствия средств не имеет специализированных лабораторий.
Значительную роль в деле обобщения и внедрения передового опыта в организации работы по предупреждению производственного травматизма и заболеваемости отрасли играет проводимый с 1964 года Всероссийский смотр-конкурс на лучшее состояние охраны труда и пожарной безопасности.
Однако до настоящего времени победители этого конкурса за 1997 год не могут получить причитающиеся им премии.
Крайне мало проводится семинаров, совещаний и конференций по охране труда по основным отраслям агропромышленного производства (пищевая, мясо-молочная, масложировая, мукомольная, строительная и другие отрасли), не обобщается опыт предприятий и организаций, работающих без травм и аварий.
Руководители ряда управлений (департаментов) и министерств субъектов Российской Федерации нередко самоустраняются от выполнения своих прямых обязанностей по руководству вопросами охраны труда. Поэтому не случайно, что в нарушение Положения "О порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве" в Минсельхозпрод России в 1998 году не представляют информации о травматизме со смертельным исходом такие регионы, как Калининградская, Тульская, Пермская, Сахалинская области, Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Республики Карелия, Тува. Указанное положение приводит к тому, что в руководимых ими органах не разрабатываются организационно-технические мероприятия по охране труда, не анализируется производственный травматизм и не оказывается методическая помощь подведомственным организациям. Принижен спрос за эти вопросы с отраслевых заместителей руководителей региональных органов, курирующих вопросы охраны труда, а также руководителей их структурных подразделений.
Вся работа по повышению безопасности производства не может проводится без соответствующего научного обеспечения. К сожалению, кроме ВНИИ охраны труда (г.Орел), ГОСНИТИ, ВНИИЗ такие исследования многие институты или прекратили совсем или проводят на недостаточном уровне.
В результате правила безопасности в масложировой, мясной, молочной, ряде отраслей пищевой промышленности, системы хлебопродуктов не пересматривались более 10 лет, в связи с этим многие вопросы повышения безопасности в этих отраслях не удается решить.
Анализ причин показывает, что 80% всех несчастных случаев происходит из-за недостаточной организаторской работы.
К ним прежде всего относится:
пренебрежение требованиями безопасности всеми участниками производственного процесса, включая самих работников;
неудовлетворительная организация рабочих мест;
нарушение производственной и технологической дисциплины, а также правил дорожного движения и пожарной безопасности;
недостаточная подготовка управленческого и производственного персонала в области охраны труда, неприменение или использование неисправных средств индивидуальной защиты.
Устранение этих и других аналогичных причин не требует больших финансовых затрат, а в первую очередь является следствием того, что в системе агропромышленного производства в результате деструктуризации систем управления из-за сокращения службы охраны труда практически утеряно управление безопасностью труда на производстве.
Постоянная, планомерная работа по проведению государственной политики в области охраны труда, обеспечения безопасности работающих возможны только при наличии службы охраны труда, которая является стержнем всей профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, аварий и пожаров.
Одной из причин сложившегося положения с охраной труда является недооценка социальной значимости этого вопроса на всех уровнях управления, и в первую очередь руководителями предприятий и организаций агропромышленного комплекса.
Не улучшается положение с охраной труда в системе АПК и в текущем году, так, за 2 прошедших месяца этого года на производстве уже погибли 113 человек.
Департамент строительства, социального развития и охраны труда